Статьи. Об административных правонарушениях

С 1 апреля 2003 года вступил в силу Закон "Об административных правонарушениях", оформивший переход к новой системе общественных отношений, возникающих в связи и по поводу установления и применения публичной властью мер административного принуждения (наказания) за совершение противоправных деяний, получившей свое начало 1 июля 2002 года в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие Закона "Об административных правонарушениях" стало тем шагом, который подвел итог консолидированной работы органов государственной власти области над формированием нормативной правовой базы, образующей в совокупности с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях новое административно-деликтное законодательство.

Закон "Об административных правонарушениях" впитал в себя все изменения, произошедшие на федеральном уровне, и реализовал все полномочия субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относятся:

  • полномочие по установлению административной ответственности за нарушения нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если КоАП РФ не установлена ответственность за тождественные нарушения;
  • полномочие по установлению административной ответственности за нарушения нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
  • полномочие по установлению административной ответственности по вопросам, имеющим региональное (областное) значение;
  • полномочие по установлению административной ответственности за нарушения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно по иным вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
  • полномочие по формированию коллегиальных органов административной юрисдикции и определению иных лиц и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации. Закон призван служить целям защиты личности, охраны здоровья граждан, общественного порядка, а также предупреждению административных правонарушений.

С учетом полномочий субъекта Российской Федерации в области административного законодательства Законом установлен:

1. Перечень правонарушений, за совершение которых физические и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности, а также виды и размеры административных наказаний в рамках ограничений, установленных КоАП РФ (статьи 3.2, 3.5). В частности, статьей 3.2 КоАП РФ установлено, что законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях может быть установлена административная ответственность только в виде предупреждения или административного штрафа.

Ответственность установлена за нарушение нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления (в том числе правил, порядков и т.п.), а также по иным вопросам областного и местного значения.

Признавая особую важность публичной защиты интересов местного значения, основной состав правонарушений образуют правонарушения в области осуществления местного самоуправления. В частности, законом предусмотрена ответственность за надругательство и осквернение официальных символов муниципальных образований (статья 2.1), нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания домашних животных (статья 2.6), правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов (статья 2.5), правил застройки городов и других населенных пунктов (2.10) и др., т.е. то, что охватывается понятием "вопросы местного значения".

В отдельный блок правонарушений стоит выделить нарушения, связанные с использованием средств областного и местных бюджетов в нарушение бюджетного законодательства (статьи 2.15-2.17). Необходимость введения в закон данных составов была обусловлена, в первую очередь, степенью важности поддержания порядка в бюджетных правоотношениях и отсутствием ответственности за нарушения в отношении средств областного и местных бюджетов на федеральном уровне.

2. Перечень лиц и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, из исчерпывающего перечня, установленного КоАП РФ (статья 22.1), а также должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Основная роль в деле укрепления законности и предупреждения девиантного поведения граждан и юридических лиц отведена законом институту мировых судей и муниципальным административным комиссиям, к ведению которых отнесена львиная доля дел об административных правонарушениях.

Административные комиссии в муниципальных образованиях создавались и раньше. Однако, если ранее административная комиссия обладала полномочиями по рассмотрению административных дел как на основании федерального законодательства, так и актов областного и местного уровня, то теперь полномочия административных комиссий ограничены рамками законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обозначив основные начала формирования административных комиссий, Закон предоставил представительному органу местного самоуправления самостоятельно определить порядок их деятельности и их составы, а также предоставил право определять должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Рассмотрение административных дел о нарушениях бюджетного законодательства отнесено законом к компетенции главного управления финансов и налоговой политики области и коллегии Контрольно-счетной палаты области.

Что касается процессуального содержания административно-деликтных правоотношений (порядок возбуждения и рассмотрения административных дел, порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний), то оно исчерпывающим образом определено КоАП РФ. В этой области субъекты Российской Федерации нормотворческой компетенцией не обладают и поэтому в законе (статья 1.3) дана общая отсылка на федеральный кодекс.

Особо необходимо подчеркнуть, что все штрафы за административные правонарушения будут зачисляться в бюджеты тех муниципальных образований, на территории которых находится орган, принявший решение о назначении административного наказания (статья 1.4.). Указанное правило установлено статьей 3.5 КоАП РФ и уточнено статьей 46 Бюджетного кодекса РФ.

Вернуться к списку статей