Статьи. Авторское право

Авторское право является одним из институтов гражданского права. При этом надо различать авторское право и смежные права. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1 в редакции Федерального закона от 19.07.1995 № 110-ФЗ (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). В этой статье мы рассмотрим только авторское право.

Итак, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства. Каждое из них представляет собой неразрывное единство некоторого содержания (сущности) и формы внешнего выражения этого содержания. Авторское право охраняет только форму произведения и не охраняет его содержание (сущность), На это прямо указывает п. 4 ст. 6 Закона: "авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты". Это значит, что автор монографии имеет исключительное право только на форму внешнего представления некоторого содержания, являющегося предметом этой монографии, т.е. на вид и последовательность знаков, символов и других выразительных средств, при помощи которых выражено это содержание. Такое исключительное право автора защищает его от несанкционированного копирования в коммерческих целях только формы его произведения, но никак не содержания. Содержание произведения (его идея, тема, сюжетное ядро, научные факты, гипотезы, теории, открытия и т.п.) могут при этом свободно использоваться другими лицами в коммерческих целях при условии, что этому содержанию придана иная форма. Другими словами, произведение науки, исключительное право на которое принадлежит одному автору, другой человек может переписать своими словами, и с точки зрения Закона такое "переписанное" произведение будет другим, причём самостоятельным объектом авторского права. Это первая характерная особенность рассматриваемого гражданско-правового института.

Вторая его особенность заключается в "автоматическом" возникновении исключительных прав на форму произведения (ст. 9 Закона). При этом Закон выделяет два критерия охраноспособности произведения: 1) произведение должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, в форме звуко- или видеозаписи и т. д.), 2) эта форма должна быть результатом творческой деятельности, которая презуми-руется (ст. 6 Закона). Это значит что для возникновения исключительных прав не требуется выполнение каких-либо формальных процедур типа регистрации произведения. Российское авторское общество, например, активно занимается регистрацией самых разных произведений и выдачей соответствующих свидетельств, а Российское патентное ведомство - регистрацией программ ЭВМ и баз данных также с выдачей свидетельств. Однако все эти регистрации не являются юридическими фактами, т. е. они не порождают никаких прав и обязанностей. Автора программы ЭВМ не должна сбивать с толку провозглашённая законом регистрация программ патентным ведомством. Эта регистрация не порождает никаких прав, так как программа ЭВМ является видом произведения литературы и на неё, поэтому, распространяются все нормы авторского права (ст. 7 Закона).

Как только произведение приобрело в руках автора какую-либо объективную форму в тот же момент и "автоматически" у автора возникают предусмотренные Законом права: личные неимущественные, которые от автора не могут отчуждаться ни при каких обстоятельствах и ни в какое время (ст. 15 Закона), и имущественные, которые могут быть предметом гражданского (экономического) оборота (ст. 16 Закона). Когда автор заключает с издательством авторский договор на издание своего

произведения, то он передаёт этому издательству только те или иные имущественные права: все или только часть, на всё время действия этих прав или не на всё, а также на осуществление предоставленных имущественных прав на определённой территории. При этом данным предоставлением имущественные права автора исчерпываются. Это так называемая доктрина исчерпания прав, присущая всем институтам права интеллектуальной собственности. Присуща эта доктрина и институту авторского права, что выражается нормой п. 3 ст. 16 Закона: "если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения". Действие имущественных прав ограничено во времени (ст. 27 Закона ). В общем случае это жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Есть и ряд специальных случаев, указанных в той же статье Закона. Надо также отметить территориальный характер имущественных прав, определяемый членством России в международных договорах (ст. 5 Закона).

Важной особенностью авторского права является наличие в Законе норм, устанавливающих довольно большие пределы свободного использования произведений. Причём эти пределы находятся в прямой зависимости от статуса произведения с точки зрения его доступности неопределённому кругу лиц. В связи с этим надо выделить три уровня доступности произведения:
1) произведение не является обнародованным;
2) произведение обнародовано каким-либо способом, кроме опубликования;
3) произведение обнародовано путём его опубликования.

Самый большой объём прав имеет автор необнародованного произведения, так как для таких произведений Закон допускает минимальное число случает свободного использования: официальные церемонии (включая похороны) для музыкальных произведений (ст. 21 Закона), а также все виды произведений для судебных целей (ст. 23 Закона). Минимальный объём прав имеет автор опубликованного произведения, так как для такого произведения Закон допускает наибольшее число случаев свободного использования (ст. 18,19,20,21,22, 23,24, 25,26). Произведения, которые обнародованы не путём опубликования, в этом отношении занимают промежуточное положение. При этом определения понятий обнародования и опубликования даёт ст. 4 Закона.

Вернуться к списку статей